Фестиваль «Дударскі фэст» в Минске

12-15 мая Минск принимает юбилейный, десятый по счету фестиваль «Дударскі фэст» с празднично-обширным международным составом участников. В числе приглашенных звезд – мастера средневековой/фольклорной музыки FIDELIUS (Германия), OPEN FOLK(Польша) и HEDNINGARNA (Швеция).

В преддверии знаменательного культурного события, предлагаем небольшое интервью с одним из основателей HEDNINGARNA, мультиинструменталистом Андерсом Стаке, также известным как Anders Norudde (это имя музыкант взял в середине 90-х после того,

как отреставрировал полученный по наследству древний дом своей бабушки на земле Udden; за проделанную работу он вместе со своей будущей женой получил награду от правительства – и на радостях пара сочинила себе новую фамилию).

HEDNINGARNA вошла в историю в конце 80-х, инициировав ренессанс традиционной скандинавской фолк-музыки в смешении с современной рок-культурой и электронными ритмами. Йойки (традиционное песнопение саамов – особый ритм повторения на протяжении песни одних и тех же красиво звучащих, но часто лишенных прямого смысла слов), аутентичные старинные инструменты – и смелые кросс-культурные эксперименты; прошлое, современность и будущее, талантливо переплетенные воздушной паутиной чарующих звуков. Талантливо – и успешно.

Дебютный альбом коллектива Hedningarna (1989) получил три шведских премии Grammis, став лучшим фолковым релизом года. Полноформатники Kaksi! (1992) и Trä (1994) принесли HEDNINGARNA внушительные цифры продаж (в 90-х команда реализовала 150,000 копий своих пластинок) и выступления на крупнейших рок-фестивалях планеты, а ремикс Sasha на песню «Kruspolska» – высокие места в европейских чартах. Ревьюируя Trä, журнал Melody Maker написал: «Эта музыка может показаться чужеродной, но звучит она, словно истинный голос Земли».

Выпустив пять студийников и компиляцию 1989-2003 (2003), на восемь долгих лет HEDNINGARNA словно затаилась. Спряталась в тень. То из группы ушли девушки-вокалистки (ставшие семейными мамашами), то в 2009-м вдруг появились сведения о подготовке следующего релиза… то опять тишина… к тому же на вечный покой лег официальный сайт.

В общем, готовясь к интервью с Андерсом (к сожалению, плоховато владеющему английским языком) и к визиту уникальнейшей команды в Минск, с основной темой возиться долго не пришлось. Что, когда и – главное! –почему так долго?..

Какие новости у HEDNINGARNA?

Ну, мы записали несколько новых песен; поменяли барабанщика;отрепетировали концертную программу и готовимся к выступлениям на нескольких фестивалях в этом году. В ближайшем будущем, надеюсь,все-таки издадим полноформатный альбом… но когда и как, сказать не могу. Лейбла у нас пока нет, музыканты живут далеко друг от друга, что сильно затрудняет коммуникацию… к тому же много личных проблем и работы. Мы ж все взрослые (Андерсу в этом году исполнится 51 год –прим.авт.) семейные люди.

Думаю, именно этими проблемами и вызвана затянувшаяся пауза между вашими релизами…

Да, одно накладывается на другое. Тут еще сказались смены состава – но больше всего, конечно, мешает тот факт, что музыканты не могут видеться часто. Чтобы попасть на репетицию, приходится преодолеть 300км. А когда у тебя много работы, есть семья, дети – это усложняет задачу в разы. Потому пока не удавалось собраться с HEDNINGARNA, я записывал сольные пластинки. Последняя из них вышла в 2005 году.

С какой программой вы собираетесь выступить на белорусском фестивале?

Всего понемногу – мы сыграем вещи с каждого альбома. Плюс новые песни.Это будет длинный вечер! (Смеется.)

А что-нибудь о нашей стране знаешь? Или о командах, которые будут играть с вами?

Не-а, собираюсь впитывать новые ощущения. Что же касается Беларуси…мне известны некоторые политические нюансы… но, думаю, здесь не стоит говорить об этом. С интересом приеду посмотреть, как там у вас и что.

В 98 году, работая над материалом альбома Karelia Visa, вы ездили за вдохновением в Карелию. Какие остались впечатления, ощущения?

Там было чертовски холодно!!! Дело было зимой – что, конечно, свело туристический элемент нашего путешествия на нет. В основном мы ездили по старым деревням и общались с местными жителями –восьмидесятилетними хранителями древних народных и культурных традиций. Записывали с ними какие-то песни, общались… это было странно и удивительно. Не покидало ощущение, что мы попали в машину времени и были перенесены на десятилетия назад – на 50, а то и 70 лет. Карелия,дух этой земли, ее атмосфера сильно сказались на песнях Karelia Visa – несмотря на то, что большая часть музыки была создана перед поездкой.Это был словно финальный штрих. Неповторимый и необходимый.

Какие еще страны, места хотелось бы посетить, чтобы получить подобный опыт?

Трудно сказать!.. Может, Беларусь? Я думаю, в вашей стране тоже есть удивительные места, хранящие первозданную энергетику.

Да, и вернуться на пару декад назад, в прошлое, здесь тоже можно. Даже в Минске. Например, центральная часть города вошла в реестр культурных памятников как образчик сталинского ампира. Не так глубоко, как вы обычно копаете, но тоже… история.

Да, тема не совсем наша, но интересно!

Что скажешь о славянском фольклоре?

Я считаю, он очень близок другим европейским традициям. Слушая фолк-музыку в течение многих лет, я пришел к выводу, что прообраз этого культурного пласта един – разнятся только его народные, национальные интерпретации. То есть играя фолк, мы (шведы, финны),говорим с вами, славянами, на одном языке, но как бы с разным акцентом. И наши народные инструменты тоже похожи – но используются по-разному.

Кстати, об инструментах! Играя на разных видах арф, волынок, флейт, на варгане и т.д., в течение многих лет ты также занимаешься изготовлением скрипок и, что немаловажно, изобретением новых видов средств музыкального звукоизвлечения, так?

Да, я сертифицированный создатель и реставратор скрипок, член S.V.I.T.(Swedish Violinmakers in the Italian Tradition – «шведские изготовители скрипок по итальянским традициям»). Это главное хобби,стоившее мне «цивильной» карьеры! (Смеется.) На сегодняшний день я изготовил более полутора десятка инструментов… Ну и когда есть свободное время, да, изобретаю что-то сам. Или воспроизвожу по рисункам старые, утраченные инструменты. В общем, творю.

А любимый инструмент – какой?

Сейчас подумаю… ох, и сложный же выбор! Ну… наверное, все же скрипка!

Кстати, как пришло в голову назваться «язычниками» – да еще такими труднопроизносимыми?

Совершенно случайно. Товарищ как-то заглянул на репетицию и, послушав,что мы играем, воскликнул: «Это же музыка ЯЗЫЧЕСКИХ времен!» От того все и пошло. Так навсегда мы язычниками и остались. Хотя я, крещеный человек – относящийся к религии безо всякого фанатизма, но и не отрицающий учение Христа. А язычество – это нечто совсем иное.

Анастасия Самотыя

Сегодняшний состав HEDNINGARNA:

Hållbus Totte Mattson – пандура, лютня, барочная гитара, арфа,шарманки, аккордеон, hummel (старый шведский струнный инструмент),шведские цимбалы, вокалы.

Anders Norudde – скрипка и ее разновидности, шведская волынка,еврейская арфа, флейты, варган, горны, вокал.

Christian Svensson – бубен, перкуссия, hummel, сэмплы.

Magnus Stinnerbom – скрипка, виола, шарманки.

Программа Дударскага фэста/фестиваля волынки:

12 мая

Открытие фестиваля.

19.00 — Концерт во Дворце культуры ветеранов (ул.Я.Купалы, 21): Essa

(Беларусь), Стары Ольса (Беларусь), Litvintroll (Беларусь).

Специальный гость – Hedningarna (Швеция). Билеты: 20 000 – 30 000.

Справки: 29 6490888.

13 мая

19.00 — Сольный концерт Hedningarna (Швеция) во Дворце культуры

ветеранов (вул.Я.Купалы, 21). Справки: 29 6490888.

Билеты: 25 000 –

40 000.

15 мая.

Закрытие фестиваля.

Последний концерт в клубе Реактор!

18.00 — Концерт в клубе «Реактор» (ул В.Хоружей, 29): Fidelius (Германия), Стары Ольса (Беларусь), Litvintroll (Беларусь), Кашлаты Вох (Беларусь), Testamentum terrae (Беларусь). Спецыяльныя госць — Open Folk (Польша).

Конкурс импровизацый с DJ Паўлам Балцэвічам.

Билеты: 20 000 – 40 000. Справки: 29 6490888.

Добавить комментарий