Музыкально-кинематографические ожидания 2010 (с просмотром)

В последнее время в кинопрокат все чаще стали выходить ленты, посвященные творчеству или отдельным событиям из жизни групп и музыкантов, которые вполне себе успешно существуют, записываются и гастролируют. Такой перевес в сторону «дней нынешних» объясняется не столь отсутствием нового материала для освещения «дней минувших» (все задокументированное уже смонтировано и показано), сколько желанием музыкантов в режиме реального времени вершить историю. В любом случае, будь то перенесенная на экраны хроника целого музыкального течения или киноотчет о подготовке одного концерта, архивная запись некогда существовавшего коллектива или документальный фильм о работе над новым альбомом, — в выигрыше всегда остается зритель.

2009-й год принес нам несколько интереснейших, в какой-то мере — знаковых документальных лент: «It might get loud» – рассказ о трех легендарных гитаристах – Джимми Пейдже (Jimmy Page), Эдже (The Edge) и Джеке Уайте (Jack White); «Michael Jackson: This Is It» о последних днях короля поп-музыки, готовившегося потрясти мир. Но о них Звуки.Ru уже подробнейшим образом писали. Одной из самых ожидаемых премьер 2010-го года считается фильм «When You’re Strange», посвященный The Doors, релиз которого назначен на 9 апреля.

Но реально интересного киноматериала было выпущено гораздо больше. Мы подготовили для вас обзор 10 лучших документальных лент и фильмов-концертов 2009/2010, в числе которых — киноистории Roxy Music, Лила Уэйна и Blur.

1. «No Distance Left to Run» (Великобритания, 2010)
Судя по тому, что реюнион британцев Blur так и не привёл к записи студийной пластинки, а закончился, едва начавшись, можно предположить, что целью этого долгожданного события было издание двухдискового фильма-концерта «No Distance Left to Run».
Целью воссоединения группы был отнюдь не заработок. Blur «восстали», чтобы дать парочку выступлений и задокументировать их для потомков — чтобы те знали: пионеры брит-попа по количеству угара на сцене, мощи в гитарах и задора в глазах ещё далеко не «ветераны», как их любят величать СМИ. Премьера фильма состоялась 19 января 2010 года, а релиз на DVD – 1 февраля. Двухдисковое издание включает в себя фильм-историю группы, снятый режиссёрами Диланом Саузерном (Dylan Southern) и Уиллом Лавлейсом (Will Lovelace), дополнительные материалы в виде раритетных записей, домашнего видео и интервью, концерт коллектива в лондонском Hyde Park летом 2009 года. Прежде чем смотреть трейлер, предлагаю поиграть в игру: угадайте, какая песня звучит в рекламном ролике к фильму… Бинго, вы победили!

2. «The Carter» (США, 2009)
Картина «The Carter» Куинси Джонса III (Quincy Jones III; QD3) рассказывает о тяжёлой жизни рэп-звезды в американских малолиберальных (по версии этой самой звезды) реалиях – нелегализованная проституция, отсутствие кокаина в Кока-Коле, алименты… Всё это с лёгкостью мог бы исправить Дуэйн Майкл Картер младший (Dwayne Michael Carter, Jr.), больше известный как Лил Уэйн (Lil’ Wayne), окажись он на посту президента США. А вот оказавшись в роли кинозвезды, он затягивается марихуаной, пространно отвечая на простые вопросы, добавляет в бутылку с газировкой сироп от кашля, и сверкает на всю мощь экрана своими инкрустированными бриллиантами зубами. Примечательно, что данная лента могла бы так и не стать достоянием общественности, будь бы в контракте пункт, предусматривающий запрет на выпуск. Весь судебный сыр-бор разгорелся из-за того, что якобы готовый вариант фильма не был показан рэпперу, а сразу же отвезён на американский фестиваль независимого кино «Сандэнс» (Sundance Film Festival), где получил, надо сказать, весьма дружелюбные отзывы. Так вот, Лилу не понравилось то, что итоговая версия фильма показывает рэппера в чересчур негативном свете. Решение суда было не в пользу музыканта, и «The Carter» все-таки вышел в прокат, так что теперь зрители могут самостоятельно оценить уровень порочности поведения и изречений Лила. Но, судя по последним малоприятным событиям в жизни Уэйна, все разговоры о его киношном образе «мальчиша-плохиша» кажутся не более чем умелой пиар-уловкой.

3. «Soundtrack for a Revolution» (США, Франция, Великобритания, 2009)
Сложно представить настоящую революцию, которая проходила бы без крови и музыки. Режиссёры Билл Гуттентаг (Bill Guttentag) и Дэн Стурман (Dan Sturman) расширили этот тезис и скрупулезно воссоздали картину американского движения за гражданские права, дополнив её мощнейшим музыкальным контекстом. «Свободная» музыка, корни которой лежат глубоко в церковных хоралах, госпелах и песнях рабочих кварталов, выступает в роли звукового обрамления архивных репортажных записей и постфактум-интервью с лидерами и участниками революционного движения. В числе музыкантов, работавших над саундтреком, значатся The Roots, Джон Ледженд (John Legend), Виклеф Джин (Wyclef Jean), Джосс Стоун (Joss Stone), Ричи Хэвенс (Richie Havens), Энтони Хэмилтон (Anthony Hamilton), The Blind Boys of Alabama, Энджи Стоун (Angie Stone), Mary Mary и TV On The Radio.

4. «When We Were Beautiful» (США, 2009)
От ретроспективного названия нового фильма-концерта Bon Jovi веет чем-то нескромным и излишне самоуверенным. Свое 25-летие существования команды музыканты отметили также без лишней застенчивости, дав в 2008 году масштабный концерт-апогей тура в поддержку пластинки «Lost Highway», который и лег в основу кинохроники. Режиссёром работы выступил известный клипмейкер Фил Гриффин (Phil Griffin), снявший в 2008 году полновесный документальный фильм про Бритни Спирс (Britney Spears), а в 2004 году – фильм-концерт Донни Осмонда (Donny Osmond). Лента «When We Were Beautiful» была презентована 29 апреля 2009 года на кинофестивале «Трибека» (Tribeca Film Festival), где получила весьма лаконичный, пусть и приторно-паточный, отзыв: «Ничто так не говорит о рок-н-ролле, как Bon Jovi». Можно, конечно, спорить. А лучше просто смотреть.

5. «All Tomorrow’s Parties» (Великобритания, 2009)
Наполовину фильм-концерт, наполовину киноманифест бунтовщика «All Tomorrow’s Parties» повествует о праздничных буднях одноимённого «деревенского» фестиваля, который проходит ежегодно в Англии, начиная с 2002 года. Над картиной работал Джонатан Кауэтт (Jonathan Caouette), провокационный режиссёр-нонконформист из Техаса. «Все вечеринки завтрашнего дня» стала второй крупной работой этого режиссёра в области кинодокументалистики. Его дебютная лента «Проклятие», бюджет которой составил всего $218.32, была снята на любительскую камеру. Снимая, а потом монтируя, хроники фестиваля, Кауэтт не стал отступать от намеченной стези эстета-хулигана и своего творческого принципа, который легко умещается в выражение «черте что и сбоку бантик». Любительские видеозаписи фанатов и самих музыкантов, снятые на совершенно разные носители (от мобильных телефонов и цифровых камер до винтажной 8-мм пленки), были сшиты в единое, местами дырявое, кинополотно. О звуке, как вы понимаете, Кауэтт заботился не больше, чем о видеоряде. Наиболее красочной иллюстрацией к фильму служит, как и полагается, трейлер. На протяжении 40 секунд минутного ролика не понимаешь, что вообще происходит – 20 последующих секунд снимают все вопросы.
В ленте используются фрагменты выступлений Belle And Sebastian, Grizzly Bear, Sonic Youth, Battles, Portishead, Даниэля Джонстона (Daniel Johnston), Grinderman, Lightning Bolt, Дэвида Кросса (David Cross), Animal Collective, The Boredoms, Les Savy Fav, Mogwai, Octopus Project, Slint, The Dirty Three, Yeah Yeah Yeahs, the Gossip, GZA, Роско Митчелла (Roscoe Mitchell), Сисика Стива (Seasick Steve), Iggy and the Stooges, A Hawk and a Hacksaw, Fuck Buttons, Micah P Hinson, Two Gallants, The Mars Volta, Akron/Family, Джа Шака (Jah Shaka), Соула Уильямса (Saul Williams), Shellac, Патти Смит (Patti Smith) и Джона Купера Кларка (John Cooper Clark).

6. «Ride, Rise, Roar» (США, 2010)
Дебютная полнометражная работа «Ride, Rise, Roar» нью-медиа дизайнера и режиссера Хиллмена Кертиса (Hillman Curtis) снята по мотивам тура Дэвида Бирна (David Byrne) и Брайана Ино (Brian Eno). Концерты в поддержку первой за 27 лет сотрудничества музыкантов совместной пластинки «Everything That Happens Will Happen Tomorrow» прошли в 2008/2009 годах. Вместе с коллаборантами, танцорами и хореографами в турне отправилась и съемочная команда. В ленту, помимо собственно концерта, вошли также кадры с репетиций и эксклюзивные интервью создателей хэппенинга. Премьера фильма состоялась 15 марта 2010 года на американском фестивале аудиовизуального искусства South by Southwest (SXSW).

7. «The Boys: The Sherman Brothers’ Story» (США, 2009)
Сложно представить себе человека, который бы не видел классического диснеевского музыкального фильма «Мэри Поппинс» (Mary Poppins) 1964 года. Еще труднее представить себе того, кто, посмотрев эту ленту, впоследствии не напевал бы «Chim Chim Cher-ee» замечательную песенку трубочиста. Её авторами являются американские сонграйтеры братья Шерманы – Ричард и Роберт (Richard and Robert Sherman). В числе их известных работ для студии Уолта Диснея значатся также саундтреки к семейной картине «Пиф-паф ой-ой-ой» (Chitty Chitty Bang Bang) 1968 года и к мультфильмам «Книга Джунглей» (The Jungle Book) 1967 года и «Коты-аристократы» (The Aristocats) 1970 года. Фильм рассказывает о жизни и творческом пути братьев по крови и партнёров по общему доброму делу. Слишком ёмок слоган картины, чтобы его не указать: «Братья. Партнёры. Чужестранцы» («Brothers. Partners. Strangers»). История судьбы Роберта и Ричарда изобилует архивными кадрами, фрагментами из кинолент и интервью с членами их семьи (фильм был создан по инициативе их сыновей) и с их коллегами по творческой кузне. Ежедневник San Francisco Chronicle в свою очередь так отреагировал на премьерный показ ленты: «Это как смотреть кино, снятое по сюжету романов Уильяма Фолкнера (William Faulkner), действо которого разворачивается где-то в центре Диснейленда». Невозможно не согласиться.

8. «George Michael: Live in London» (Великобритания, 2009)
Джордж Майкл (George Michael), конечно, не самая частоупоминаемая в СМИ фигура – однако, чего уж там, все-таки безумно популярная. И предположить, что за время карьеры певца, длящейся более четверти века, им не было выпущено ни одного концертного DVD, сложно. Однако, это факт. Конец этому безобразию положил 2008 год, когда и были записаны два «прощальных» концерта в лондонском Earls Court 24 и 25 августа, и 2009 год – собственно, когда они были изданы на DVD и Blu-ray. Запись двух финальных выступлений уникальна еще и тем, что является наглядным пособием, как нужно завершать карьеру артиста. Чтобы потом, с неземным остервенением, ее возобновлять.

9. «Gogol Bordello Non-Stop» (США, 2010)
Документальная лента «Gogol Bordello Non-Stop» колумбийского режиссера Маргариты Химено (Margarita Jimeno), пройдя тернистый путь фестивальных, преимущественно закрытых кинопоказов наконец была издана на DVD. Случилось сие, без оговорок радостное событие 16 марта 2010 года. История создания видеоматериала, который впоследствии вошел в дебютный фильм-концерт, по-житейски незамысловата: Маргарита и Евгений Гудзь (Eugene Hutz), лидер группы, познакомились в одном из болгарских баров Нью-Йорка, где Гудзь подрабатывал, крутя пластинки. И там же иногда выступал со своим коллективом. Маргарита заинтересовалась слегка фриковатой и диковатой музыкой, сводящей с ума пусть и не столь многочисленных, но преданных поклонников. Наверное, весёлый колумбийский нрав вошел в резонанс с энергетикой не менее задорного «цыганского панка». Как бы то ни было, в результате дружеско-аматорских съемок получилась весьма забавная и колоритная лента, а шутливая фраза Гудзя в контексте фильма «мы пришли, чтобы освободить эту страну (речь о США, — прим. Звуков)« и вовсе звучит как сгущенная мудрость эмигранта-романтика.

10. «More Than This: The Story of Roxy Music» (Великобритания, 2009)
Осенью прошлого года состоялась премьера документальной картины «More Than This: The Story of Roxy Music» – истории английского коллектива Roxy Music, чье творчество оказало сильнейшее влияние на вектор развития, пожалуй, двух самых ярких музыкально-визуальных течений прошлого века – глэм- и арт-рока. И если бы знали они, обаятельные представители 70-х, какие смыслы будут придаваться такому простому понятию как «glam», характеризующему их идею привлекать и выделяться, и какие картинки по запросу «гламур» будут выдавать интернет-поисковики спустя 40 лет, вряд ли бы вообще что-то подобное затевали. Про «затевать», как вы понимаете, шутка. Да и не о глэм-роке как течении фильм. Материал диска разделен на несколько частей. Первая отведена 50-минутному концерту, смонтированному из фрагментов успешных выступлений 2005 года (напомним, что воссоединение группы произошло в 2001). Вторая часть, преимущественно разговорная, предоставлена самим музыкантам, продюсерам, экспертам, критикам, коллегам по шоу-бизнесу. А дизайнер Энтони Прайс (Anthony Price), помимо всего прочего, расскажет, кто та загадочная женщина, помещенная на обложку дебютной одноимённой пластинки Roxy Music. Безусловно, данная компиляция мало что нового расскажет поклонникам об их любимой группе, однако такой информационно-музыкальный концентрат в виде диска вряд ли займет много места на полке. Зато придется весьма кстати в моменты ностальгии по тем временам, когда новообъявившиеся блестящие музыкальные самородки на поверку непременно оказывались чистым золотом.

Автор: zvuki ru

Добавить комментарий