5 дисков недели (послушать-посмотреть)

The Roots

«How I Got Over»

Новый, девятый альбом The Roots просто обязан был стать духоподъемным гимном, исполненным самоуважения: еще бы, такой путь проделан: от Буша к Обаме, от некоммерческого хип-хопа к статусу штатных музыкантов на вечернем шоу Джимми Фэллона, от «Поднимаясь вниз» к «Как я справился». Обошлось без убогих понтов: сегодня музыканты звучат собраннее, трезвее и озабоченнее, чем когда-либо; разве что теперь в них, и правда, слышна сила справиться с чем угодно.

Например, с пресловутым «голосом улиц». The Roots, как обычно, изящно строят весь свой хип-хоп на живом, подвижном звуке, импровизацией между фанком, соулом и джазом, между Гилом Скоттом-Херреном и Кертисом Мейфилдом — да так, что сразу становится понятно, что они единственные, в чьем отношении вообще можно соединять улицу и культуру в осмысленное словосочетание. Это еще и самый внятный альбом группы — таким количеством хитов разом, к тому же со светилами инди-сцены вроде Джоанны Ньюсом и Dirty Projectors на подпевках The Roots прежде не выстреливали.

The Black Keys

«Brothers»


Отмахнувшись от сомнительной славы подражателей The White Stripes, Дэн Ауэрбах и Патрик Карни попробовали перекроить современный блюз-рок в нечто более легкое и общедоступное — предыдущий альбом, «Attack & Release», продюсировал Дэнжер Маус, а прошлогодняя пластинка подведомственного ансамбля Blakroc и вовсе делалась вместе с Мосом Дефом и RZA. Но все-таки лучше всего дуэту удается тот самый сырой, шероховатый деревенский блюз, которым заслушивались Роберт Плант и Эрик Клэптон, — играет он его, правда, с очень даже городской электрической горячностью. Свежий альбом как раз об этом: историю черной музыки шестидесятых, вплоть до эстрадного соула и госпела, можно начинать читать прямо с обложки, отсылающей к пластинке Хаулина Вулфа, где красовалась надпись »This Is Howlin’ Wolf’s New Album». Это именно что уважительный оммаж, а не эпигонство — в потоке зафуззованных гитар, тугого баса, матерых барабанов и душераздирающего вокала чувствуется, что The Black Keys свободно владеют приемами жанра и явно не страдают от нехватки фантазии. Просто они нашли универсальный язык, которого вполне достаточно для любых высказываний. В конце концов, какая разница, старый блюз или новый, белый или черный; все блюзы братья.

«Птицу емъ»

«Птицу съем»

Читать «про лохов» половина екатеринбургской группы «4 позиции Бруно» начала еще раньше, чем мудрить над электроникой, но до альбома созрела только сейчас — как раз к тому времени, чтобы ее музыка устарела достаточно, чтобы снова стать модной. В «Птицу емъ» жанр выворачивают наизнанку: в главных ролях тут дебиловатые простаки, тексты смешные, но без всякой зауми, а с такими голосами и техникой читки в рэп вообще не должны пускать. В этом и смысл: на самом деле Александр Ситников и Николай Бабак включают тонкую, подсознательную пародию на хип-хоп тех времен, когда он был «честным», точнее, когда читали с кашей во рту, записывали за копейки, рифмовать толком не умели, зато «месседж» шел из самого сердца. Потому в сравнения напрашиваются даже не мастера гомерического рэпа, вроде МС Василия, а какие-нибудь герои середины девяностых, вроде «Белых братьев» и «Ритм-У». По музыке «Птицу емъ» тоже вполне гипногоджик-хоп русского розлива: все довольно грубо слеплено из распоротых сэмплов «Дюны», «Кино» и «Нирваны», пластмассовых хуков на синтезаторах, дежурного бита и прочих элементов ностальгии. Самое главное, что все это работает: если поначалу над этим наивом хочется смеяться, то в конце ты ему веришь.

Wavves

«King of the Beach»

Когда-то заветы DIY калифорниец Натан Уильямс, заведующий группой Wavves, исполнял более чем ревностно: песни записывал на четырехдорожечный магнитофон и сводил в простенькой программке, играл почти на всех инструментах сам, на публичных выступлениях оконфуживался. Впрочем, к третьему альбому до Уильямса, кажется, все-таки дошло, что он не последний панк на земле и жизнь продолжается; от этого пластинка получилась ярче, чем все его прежние записи. Группа наконец-то разрослась до полноценного состава и насочиняла массу прямодушных, но цепких мелодий — того самого летнего «бодрячка», который застревает в ушах, как пляжный песок между пальцами. В звуке тоже случились приятные подвижки: монотонное жужжание гитар уступило место многоголосым слоям инструментов, солнечным прихлопам и развеселому сёрф-року. Даже если учесть, что у самих Wavves за душой ни гроша, им отлично удается мимикрировать под звук любой группы с тэгом «лоу-фай» — от Pavement и Guided by Voices до Animal Collective — и оттого выглядеть куда любопытнее коллег по поп-панку.

The Books

«The Way Out»

Дуэт The Books напоминает не столько книгочеев, сколько книжных червей — он проделывает извилистые ходы в электронной музыке и выгрызает то там, то сям по идее, по сэмплу, а потом с каким-то дизайнерским фанатизмом склеивает их в головоломный коллаж. Петляющий бит, диалоги, пущенные задом наперед, джинглы с детских каналов, выпавшие из прошлого мелодекламации — слушать «The Way Out» все равно что читать какой-нибудь чертовски захватывающий детектив без части страниц: страшно раздражает, но нет сил оторваться.

Причем больше всего действует на нервы даже не обрывочность информации («A Cold Freezin’ Night», состряпанную из трех сэмплов, могли бы крутить на радио), а то, что этой фрагментарности не развязали руки до конца — паузы между мощными звуковыми ребусами занимает самая обыденная фолктроника. Пытаясь вдуть жизнь в свое детище, нью-йоркские ботаники переборщили с пустопорожними охами под гитару и лэптоп — единственное, в чем можно упрекнуть альбом, это то, что интеллект, им управляющий, оказался недостаточно искусственным.

Автор: openspace.ru

Добавить комментарий