ENSLAVED: Конец света должен случиться не раньше, чем мы отыграем в Минске!

20 лет существования группы – не возраст, а возможно, лишь повод
записать лучший альбом своей дискографии. В прошлом году этот тезис
качественно доказали северные звезды экстрим-сцены ENSLAVED, выпустив
великолепный диск Axioma Ethica Odini, который если и не стал
однозначно лучшим (вся история ENSLAVED – это история успеха), то, во
всяком случае, неимоверно осчастливил тысячи фэнов по всему миру, был
признан «альбомом года» пачкой уважаемых изданий и, вероятно, вскоре
принесет музыкантам норвежскую премию «Грэмми» – уже четвертую в их
карьере. Совместив яростный блэкушный напор с многомерной
прогрессивно-психоделической мелодичностью, соединив первобытную злобу
с высокоинтеллектуальными аранжировками, ENSLAVED вывели свой,
уникальный субжанр метал-музыки – и если на альбоме 2008 года
Vertebrae «инслэйдовский» гибрид пострадал от небезупречной
реализации, то на Axioma Ethica Odini норвежцы (плюс занимавшийся
микшированием Joe Barresi – человек, в свое время отвечавший за саунд
QUEENS OF THE STONE AGE, CLUTCH, а также последнего шедевра TOOL
10,000 Days) учли все нюансы. Axioma Ethica Odini звучит шикарно; и
тем более приятно, что на пике своей творческой карьеры ENSLAVED едут
в Минск. 28 марта группа выступит в столичном «Реакторе» – а в
преддверии этого события я созвонилась с ее лидером, гитаристом Иваром
Бьернсоном.

Какой смысл вы вкладывали в название последнего диска?

В его основе «Ethica Odini» («Этика Одина») – латинский перевод
названия древней нордической поэмы «Haavamaal». Это произведение,
написанное в 800-900 годах, состоит из 164 стихотворений,
рассказывающих древние истины, касающиеся этики человеческого
поведения – по отношению к другим людям, по отношению к природе и
окружающему миру. В небольших стихотворениях содержится большая
мудрость – к сожалению, потерянная в рутине тысячелетий монотеизма, но
вполне применимая и к реалиям сегодняшнего дня. Нам «Этика Одина»
видится грандиозной философской истиной, аксиомой – от того и название
альбома.

В марте пройдет очередная серия награждений Spellemann Award,
норвежской «Грэмми». С 2000 года вы номинируетесь уже в шестой раз,
три раза побеждали. Что это для вас значит? И что приносит – ну,
скажем, в материальном плане?

Да ничего – приз мы получаем сугубо символический: бронзовую статуэтку
да и только. А при этом должны за свой счет оплатить билеты на поезд,
проживание во время феста, питание и все такое. Так что профит
сомнительный – разве что моральное удовлетворение, хех. Побеждать
приятно – я бы соврал, сказав, что нам совершенно безразлично. Но это
награждение не имеет для группы какого-либо определяющего значения:
получили приз – хорошо, не получили – ладно. На этот счет больше
парится лейбл. А для нас важнее отзывы в метал-журналах и на
метал-сайтах, то, что говорят наши слушатели.

Но все-таки – как оцениваешь шансы в этому году? Вы победите?

Честно говоря, понятия не имею! С Axioma Ethica Odini мы как никогда
высоко стартовали в чартах – но сильны и соперники. Blackjazz SHINING,
After IHSAHN – мощнейшие релизы, я считаю.

Любопытно, как за два десятка лет изменилась ситуация на экстремальной
сцене Норвегии… шокирующий фактор сошел на нет, и блэк-металисты
запросто участвуют в попсовых конкурсах.

Да, с годами метал стал важнейшей музыкальной экспортной статьей нашей
страны – наравне с электронной музыкой (ну и, естественно, A-HA). Если
в 90-х о тяжелых группах писали только в криминальных сводках об
убийствах, поджогах церквей и так далее, совершенно не обращая
внимания на музыкальную составляющую, то уже в середине нулевых, под
давлением огромной фан-базы, метал как явление перестали игнорировать
даже таблоиды. Сегодня о нас пишут национальные газеты – может, не на
первых полосах, но уже близко. ENSLAVED, DIMMU BORGIR, SATYRICON,
IMMORTAL – эти названия знает вся страна.

Немного странно все это, конечно… но закономерно. Шок-фактор действует
лишь в течение ограниченного периода времени. Сейчас блэком никого не
напугаешь и не удивишь – даже такими крайними проявлениями, как NSBM.

Ваш самый популярный альбом на сегодняшний день?

Ммм… исходя из цифр продаж, думаю, Ruun или Vertebrae. А быть может,
Frost 1994 года. Да, он популярен до сих пор, многие считают этот
альбом началом ENSLAVED – ну и, конечно, сказывается тот факт, что
диск реализуется уже 17 лет…

Собирая статистику блэк-метал раритетов, я нашла в списках самых
ценных релизов в том числе и ваш дебютный ЕР Hordane’s Land. Мол, на
интернет-аукцонах стоимость этого миника может достигать 400-600
долларов. Это правда?

Да, я тоже что-то такое видел – ранние и лимитированные тиражом вещи
всегда ценятся у коллекционеров, и Hordane’s Land пользуется спросом
наравне, скажем, с Deathcrush. У меня, кстати, есть одна копия… но не
продам!!!

Ну если вдруг настанут тяжелые времена, ты знаешь, где можно озолотиться…

Не-не, только не музыка. Музыка бесценна. Я лучше пойду, например, сдам бутылки…

В таком случае, думаю, фэны с радостью подкинут тебе тару из своих
запасов! А теперь позволь узнать, с какой программой вы собираетесь в
Минск?

Всего понемногу. Поскольку в Беларуси мы впервые, я считаю, наше
творчество нужно представить максимально полно, затронув все периоды
ENSLAVED. Надеюсь, времени хватит!

И даже Hordane’s Land?

Да, конечно. Фэны всегда требуют что-нибудь из этой EP-шки – и мы не в
силах отказать. Правда, каждый раз играем разные песни.

А что вам подарить на память? Чем порадовать?

Хех, хороший вопрос. Я бы попросил угостить нас белорусским пивом! У
музыкантов ENSLAVED есть такое хобби: пробовать пиво в каждой стране,
в которую мы приезжаем.

Я не специалист по пиву, но не думаю, что это самая сильная отрасль
белорусской промышленности!

Да? Жаль. Но попробовать надо.

Свой первый концерт помнишь? Как оно было?

Страшно! Чертовски страшно! И адреналиново. Это, как сейчас помню, был
праздник 1 мая, и в годе проводился сборный фестиваль. Принять в нем
участие могли все желающие – подали заявку и мы. Конечно, боялись;
конечно, звучали говенно – но ощущения на сцене были потрясающие. Вот,
с тех пор с нее и не схожу.

Ведь когда группа собралась, вы были совсем детьми… тебе стукнуло 13
лет, правильно?

Ага. В ENSLAVED я вырос и повзрослел – а скоро и постарею (сейчас
Ивару чуть за тридцать – прим.авт.).

ENSLAVED упорно продолжают числить в списке викинг-метал групп, хотя
вы неоднократно отмежевались от такого определения. Это сильно
раздражает?

Сильно? Нет. Просто мы не считаем, что играем викинг-метал – как не
считаем ENSLAVED и блэковой группой. Вывеску «viking metal» мы создали
в начале своей карьеры, чтобы отгородиться от стандартной идеологии
раннего норвежского блэка с его сатанинской мизантропической лирикой.
Мы никогда не пели оды Дьяволу, никогда не проповедовали сатанизм – в
основе творчества ENSLAVED лежит нордическая мифология. Исходя из
этого, взяли слово «викинг» – и, конечно, жалеем об этом сейчас. Это
была глупая идея.

«Progressive black» звучит лучше?

(Смеется.) Ну как тебе сказать? Если вам нравится, называйте, конечно,
как хотите, хоть лапоть-металом, но слово «блэк» сегодня нам не
подходит так же, как и в 90-х. В моем представлении мы играем extreme
metal music – это очень общий термин, но правильный.

Опиши свой обычный день. Как ныне живут звезды норвежской метал-сцены?

Хм. Окей. Просыпаюсь рано – в 7-7.30 утра. Затем три-четыре раза в
неделю топаю в тренажерный зал, таскаю штангу и все такое… просто
чтобы проснуться. Затем еду на работу – в нашу контору (совмещающую
студию и офис) и занимаюсь разными вопросами, касающимися менеджмента
и бизнес-дел ENSLAVED, фестиваля Hole In The Sky или других проектов,
над которыми я работаю. В студии мы также репетируем или записываемся;
в целом на музыкальную и околомузыкальную работу уходит около 8 часов
ежедневно. Плюс интервью. Ну иногда вечером пивко с друзьями. Как-то,
в общем, так и живу.

А телевизор смотришь? Следишь за текущими событиями в мире, всеми
этими революциями?

Да, но не по телевизору, а больше по радио. Или читаю новости в Сети.
Что я могу сказать? То, что происходит сейчас в арабском мире,
закономерно: люди, живущие за гранью бедности, поняли, что нефтью и
другими природными богатствами их земли пользуются другие люди; что
добывая их, богатеет кто угодно, только не они. Естественно, эта
несправедливость когда-то должна была прорваться вспышкой народного
гнева… И вроде бы все правильно… но есть один момент. История учит,
что уничтожив диктатора, ты необязательно обретешь свободу и новую
счастливую жизнь. Слишком многие силы заинтересованы в хаосе – и
слишком многие нехорошие люди умеют пользоваться этим хаосом…

Некоторые видят в повальных гражданских войнах знак скорого конца
мира. Ты в это веришь – в конец света, Апокалипсис?

То, что человечество однажды вымрет – факт, но это не значит, что весь
мир как мы его знаем будет уничтожен. Я верю в то, что какой-нибудь
безумец может развязать атомную войну; верю в то, что с неба завтра
может свалиться какая-нибудь огромная космическая хрень и сдвинуть шар
с орбиты; но вот во все эти апокалипсические дела и пророчества не
верю. Я не мистик.

Нет-нет, я против хрени с неба завтра. Вы к нам еще не доехали!

Кстати, да. Конец света должен случиться не раньше, чем мы отыграем в Минске!

Правильная мысль. По традиции, с тебя пару слов всех, кто ждет
ENSLAVED в Минске 28 марта.

Я хочу поблагодарить всех вас за терпение! 20 лет наши фэны ждали
ENSLAVED в Беларуси – и только сейчас у нас получается приехать. Мы
ценим ваше терпение и ваше ожидание – и обещаю, что приехав, мы
выложимся по полной!!! Уж для вас мы постараемся, честное слово! До
встречи, друзья!

Анонс:
28 марта. Реактор. 19.00
Enslaved (Норвегия)
Клуб Реактор.

Enslaved — норвежская метал-легенда играющая блэк/прогрессив/викинг-метал.
Трижды лауреаты Grammy в категории метал!
Группа была создана в 1991 году Иваром Бьёрнсоном и Грутле
Хьелльсоном, которым в тот момент было 13 и 17 лет соответственно,
позже к ним присоединяется Трим Торсон.
В этом составе были записаны первые демозаписи Nema и Yggdrasill и
первый студийный альбом Vikingligr Veldi.

Обложки альбомов, тексты песен и идеология группы связаны с тематикой
скандинавской мифологии, викингов и северной природой. Хотя в самом
начале своей музыкальной карьеры Enslaved играли блэк-метал, но в
отличие от других групп участники Enslaved никогда не имели отношения
к сатанизму или поджогам церквей и не носили корпспэйнта. Начиная с
альбома Mardraum: Beyond the Within группа больше тяготела к
прогрессивному металу и викинг-металу и стилевому эклектизму. Тексты
ранних альбомов написаны на норвежском и исландском языках.

За свою карьеру группа выпустила одиннадцать студийных альбомов, одно
EP, также группой были выпущены два концерта под названием Live
Retaliation и Return to Yggdrasill. На сегодняйшний день последним
студийным альбомом группы является альбом Axioma Ethica Odini, который
был выпущен в 2010 года.

За альбом Vertebrae группа в третий раз за последние пять лет была
номинирована на престижную премию Spellemann в категории <<Metal>>.
Самая старая и самая престижная музыкальная награда вручалась 24
января в зале Spektrum в Осло и транслировалась в прямом эфире по
норвежскому каналу TV2.

Enslaved так прокомментировали это событие:
<<Для нас очень почетно получить нашу третью Грэмми. Вечеринка была
хороша, мы неплохо провели там время. Мы думаем, что комитет по
вручению Грэмми поступил очень щедро, выдав каждому артисту целых два
кувшина холодной воды и продавая стаканчики с пивом емкостью 0.3 литра
в баре за 7.5 евро. К счастью, по пути сюда мы ограбили банк и могли
позволить себе напиться вдрызг. Понедельник выдался тяжелым. Спасибо.>>

Добавить комментарий