Otto Dix о своих буднях, планах и конце света

В прошлом году питерская дарк-вейв группа Otto Dix совершила масштабный гастрольный тур по Европе, выпустила переиздание альбома «Эго» с бонусами, издала альманах «Кошки так похожи на людей» и представила новое шоу в Москве. В планах у музыкантов – сольные пластинки скрипача Петра Воронова, клавишника Мари Слипа и, разумеется, очередной альбом Otto Dix. Обо всем этом (и далеко не только) корреспондент портала  KM.RU пообщался с фронтменом группы Михаэлем Драу и скрипачом Петром Вороновым.

KM.RU: По улицам вы передвигаетесь, главным образом, своим ходом. Бывает так, что вас узнают?

Михаэль Драу: Разумеется! Конечно же, когда это происходит, поклонники нас на части не рвут. Иногда нам бывает некомфортно, особенно если ты при этом вышел за хлебом и черт знает как одет. А нам говорят: «Нам всё равно, вы и так красивые, а можно вас сфотографировать?».

Петр Воронов: Гораздо смешнее бывает, когда не узнают. Однажды я захожу в магазин и говорю: «Мне нужна такая-то скрипка». А мне продавец отвечает: «Да-да, классный инструмент, на нем еще скрипач Otto Dix играет!».

KM.RU: Когда вас узнают, пытаются сфотографировать из-под полы?

Михаэль Драу: Бывает, но чаще все же спрашивают. Обычно я прошу этого не делать, поднимаю воротник, шарф и пытаюсь как-то спрятаться. Иногда на концертах, когда поклонники уже бывают разгоряченные, к нам лезут целоваться. Не то чтобы мы против… Просто когда мы находимся в туре, подпростывшие поклонники могут пойти домой под грелочку, а мы вынуждены ехать дальше. Поэтому я стараюсь исключить очень близкие контакты, поскольку бывало такое, что от всяких поцелуев и обниманий я несколько раз заболевал. Однако лукавить не буду, мне приятно, что нас узнают, это признак какой-то популярности. Но одно дело поздороваться и разойтись, а другое – когда от тебя что-то хотят.

KM.RU: Прошлой осенью вы провели гастроли по Европе. Это не первый ваш тур по дальнему зарубежью. В чем разница между предыдущими посещениями и этим?

Михаэль Драу: Для нас это был беспрецедентный опыт. Потому что сольные концерты в Европе дают исполнители «первого эшелона», а группы нашего сегмента, в лучшем случае, ограничиваются выступлениями на фестивалях. А мы играли отдельно, причем на нас целенаправленно приходили наши фанаты в гриме и макияже, которые подпевали и танцевали. Хотя мы поехали туда вовсе не в разгар гастрольного сезона, люди приходили на нас специально. Один мальчик приехал из Польши, скупил все наши книжки, у него кончились деньги, и он пытался платить злотами. Еще один молодой наш польский поклонник оказался священником. То есть в Европе у нас действительно уже сложился круг преданных фанатов. Это странно – тем более с учетом того, что массированного промо наших концертов на Западе еще не было. Была лишь определенная реклама в тамошних готических журналах.

Петр Воронов: Кстати, наш последний альбом «Чудные дни» мы переиздали в Германии. Сейчас там продаются уже два наших релиза. Процесс идет.

KM.RU: Рецензии на ваш альбом в европейской прессе уже появлялись?

Петр Воронов: Конечно, появлялись – все в тех же специализированных готических журналах. Были большие статьи, в основном – положительные.

Михаэль Драу: Как раз они любят выбирать русские релизы, которые считают за экзотику. При этом охотно поминают советское прошлое и делают упор на авангардности наших работ. Для них это нечто новое. Они так и пишут, что европейский слушатель либо уже успел отвыкнуть от каких-то деталей, либо не успел привыкнуть к ним. Кроме того, по их мнению, достоинством наших песен является то, что мы поем на русском. Специально мы ничего не переводили, разве что я перевел парочку припевов, чтобы тамошние слушатели имели хотя бы общее представление о нашем творчестве. Они и так все понимали, поскольку ранее читали переводы в Интернете. Какая-то девочка из Чехии после нашего концерта в Праге написала мне на «Фейсбук», не понимая ни по-русски, ни по-английски, и пожелала нам оставаться русскими. В Праге у нас, кстати, был полный зал. На концерт пришла определенная часть русских, которые были наиболее шумной частью зрителей. Чехи же стояли спокойно и как бы «щупали» новый для них продукт.

Петр Воронов: Вначале с их стороны была какая-то непонятная реакция, а под конец разогрелись.

KM.RU: На сцену не лезли?

Михаэль Драу: Нет, разве что какой-то лохматый блондин орал-орал, а потом решительно подгреб поближе к сцене (смеется).

Петр Воронов: Когда сцена в клубе не очень высокая, европейские поклонники встают от нее в некотором отдалении, чтобы не загораживать обзор другим.

Михаэль Драу: Просто у них есть культура посещения подобных мероприятий. Есть понимание того, как располагаться в том или ином зале, так как подобного рода выступления у них происходят чаще, чем у нас. Было очень интересно, когда один немецкий фотограф делился впечатлениями: дескать, поклонники сначала стоят в сторонке, а потом начинают аккуратно подходить к сцене, сравнив происходящее с повадками удава Каа из «Маугли» (смеется).

Петр Воронов: Фактически покорение Европы мы начали с чистого листа. За 20 дней мы дали 8 концертов.

Михаэль Драу: В общем, мы народу себя показали, удочку закинули…

KM.RU: Вы ощутили на себе там финансовый кризис, который накрыл Европу?

Петр Воронов: У нас не было возможности с чем-то сравнить, но люди, которые там живут, конечно, жалуются. Причем, года 2-3 назад они жаловались сильнее, чем сейчас. С появлением евро все цены там выросли раза в 2 при той же зарплате. Естественно, люди недовольны.

KM.RU: А в России кризис как-то сказался на посещении ваших концертов?

Петр Воронов: Сложно сказать. За последние два года в Москве и Питере на нас ходить стали даже больше. Но в некоторых городах падение посещаемости наблюдается. Многие альтернативные и металлические группы жалуются, что в провинции на них стало ходить в десять раз меньше народу, закрылись многие клубы. В результате за последнюю пару лет распалось множество коллективов…

KM.RU: Насколько вообще реально нашим группам пробиться на западный рынок?

Петр Воронов: Все равно на концерты большинства наших групп в России и Германии приходит, главным образом, русскоязычная публика. К тому же там гастролирует много наших юмористов, билеты на которых в том же Берлине можно купить только в русских театральных кассах. Соответственно, и многие группы рассчитывают, в отличие от нас, на русскую публику. Мы же ориентировались именно на их зрителя.

Михаэль Драу: Очень сильно нас хотят видеть в Южной Америке, но мы их пока боимся (смеется).

KM.RU: Программа европейского тура чем-то отличалась от российской?

Михаэль Драу: Сначала я действительно хотел программу изменить, сделав упор на песни с красивыми вокализами, чтобы зрители воспринимали мой голос как еще один инструмент. Однако в итоге мы практически ничего не изменили. Единственное – добавились переводы на английский язык.

KM.RU: А визуально?

Петр Воронов: Тоже ничего не меняли. Тем более, у нас была возможность привезти свою аппаратуру. Единственное, за границу мы повезли своего звукорежиссера, чего в ходе российских гастролей обычно не практикуем. В остальном концерты там проходили на том же уровне, на каком проходят у нас. Правда, в Европе публика была гораздо старше, нежели здесь. Молодежи почти не было, а процентов 40 зрителей составляла имиджевая публика в костюмах и корсетах.

Михаэль Драу: То, чего уже, к сожалению, почти нет в России…

KM.RU: С чем, на ваш взгляд, связано это исчезновение имиджевой культуры в России?

Петр Воронов: Дело в том, что у нас люди чаще всего не остаются в музыкальной субкультуре после 30 лет. Взрослый человек не покупает билеты на концерт. В лучшем случае, люди продолжают приобретать диски, но на концерты уже не ходят. На Западе же такого нет. Зрелые люди там по-прежнему интересуются музыкой и судьбой групп, которыми они увлекались в юности. У них это не считается ненормальным. Это видно и по фестивалям, где мы встречали даже пожилые пары. Людей за 50 там было не один и не два. Основная же масса – это взрослые состоявшиеся люди 25-28 лет. Они знают, куда идут, и платежеспособны. Да и вообще в музыку у них вливается гораздо больше денег. На любом концерте гарантированно будут взрослые люди, которые скупят кучу дисков. Думаю, что это связано с уровнем жизни. Предположим, у них ниже цены, чем у нас, а зарплата на 50% выше. У нас же взрослые думают о другом, им надо зарабатывать деньги.

Михаэль Драу: Как говорится, пути исправления этой ситуации зависят не от нас.

KM.RU: Слышала, что у вас украли в прошлом году концертные лазеры.

Петр Воронов: Ничего, мы уже новые купили.

Михаэль Драу: К тому же в плане визуального шоу мы добавили в последнее время рисование светом на геометрических фигурах.

Петр Воронов: По сути, это просто такое небольшое дополнение к шоу. Конечно, всё кардинально новое будет с нашим следующим альбомом – примерно через годик.

KM.RU: Работа над ним уже идет?

Петр Воронов: Конечно! К тому же наш клавишник Мари Слип выпускает ряд своих неизданных треков. Получится такой большой сборник – практически, трехчасовой. Я тоже планирую выпустить весной сольный альбом. Ну а там уже, глядишь, и новый альбом Otto Dix.

KM.RU: Петр, ваш сольный альбом планируется с вашим квартетом?

Петр Воронов: И это тоже. Хотя, по большей части, все же там будет электроника, которую я активно пишу. У меня имеется пара глобальных инноваций в плане подхода к электронной музыке, но пока подробностей раскрывать не буду.

KM.RU: Вы же еще хотели попробовать сделать со своим квартетом акустическую запись камерных концертных версий песен Otto Dix.

Петр Воронов: Такие идеи тоже есть, но пока на их воплощение не хватает времени. Аранжировка даже готовых композиций занимает массу времени. Может быть, займемся этим летом. Сделаем обязательно. К тому же планируем какие-то новые композиции изначально сделать акустическими.

KM.RU: А книги?

Михаэль Драу: Уже подготовили новый альманах рассказов наших поклонников – уже шестой по счету. На этот раз он будет посвящен различным маргинальным сторонам жизни – от сюрреализма до фантастики. К тому же я недавно (буквально в поезде) дописал очередной роман. Сначала он должен немного отлежаться, потом я займусь чистовой вычиткой. Роман получился слишком большим, поэтому, прежде чем выпускать его своими силами, я намерен сначала его показать издательствам. Также началось предварительное голосование по темам следующего альманаха, которые авторы у нас всегда выбирают сами. Сам же альманах должны издать в декабре 2012-го.

KM.RU: Вы еще пишете картины и фотографируете…

Петр Воронов: Выставок пока не планируем, все выкладываем на сайте.

Михаэль Драу: Недавно была выставка именно картин. Мы возобновили серию экспозиций, которую начали в 2007-м. Потом случилось так, что мы не сошлись в каких-то моментах с их соорганизаторами, а сейчас нашли новых партнеров. Они сделали очень хорошую выставку в большом ангаре Питера. Все это выглядело очень профессионально, включая специальное освещение над картинами и размещение их под стеклом. Думаю, мы с ними продолжим сотрудничество.

KM.RU: В Москве подобное планируется?

Михаэль Драу: Все зависит от людей на местах. Идеи-то, конечно, есть, но, скорее всего, это будет сначала в Питере. В другие города картины везти все же проблематично.

KM.RU: А где они хранятся?

Михаэль Драу: У авторов. Рамки же и прочее оборудование находятся у организаторов. Естественно, все картины, которые были представлены на выставке, теоретически можно выкупить. Но пока народ, видать, не совсем понял эту «фишку», хотя к нам ходила такая плотненькая толпа. В общей сложности в выставке принимало участие примерно шесть авторов. Можно сказать пафосно: мы возрождаем эту культуру (смеется). Сейчас, когда все бегут с этого корабля, мы, наоборот, туда лезем. Если мы все-таки туда заберемся, мы сможем вырулить и поведем его туда, куда надо. Люди ведь все бросают: закрываются клубы. Тематические журналы, разваливаются группы, никто ничего не хочет. В конце концов, перестали даже носить экстравагантную одежду. А на самом деле, культура-то интересная. Надо ее как-то реабилитировать в глазах общественности, потому что очень много наговорили о ней неправды.

KM.RU: Есть ли у вас идеи коллабораций с другими музыкантами?

Михаэль Драу: Идеи, конечно же, есть.

KM.RU: Есть ли заветная мечта спеть с кем-то из мегазвезд?

Михаэль Драу: Прежде всего, это – Rammstein. Das Ich уже были, но это была даже не коллаборация, все получилось сумбурненько.

KM.RU: На концерт Rammstein ходили?

Михаэль Драу: Естественно. Были на них еще в ноябре в Европе. На афтепати им выбирали «молочных телочек», а я хотел лишь вручить букет. Мне решительно сказали: «Не положено, они уже уехали» (смеется).

KM.RU: На разогрев к ним вписаться не пробовали?

Михаэль Драу: А зачем? Я думаю, к ним приходит столько предложений, что мы элементарно утонем в этом потоке. Нужно подняться на ступеньку выше, например достичь уровня «Апокалиптики». Кстати, под их разогрев мы подходим даже больше. Я пробовал петь под их инструменталы, мой голос очень хорошо сочетается с виолончелью. Еще у меня есть идея фикс сыграть с польской группой Behemoth. Можно сработать на контрасте. Было бы очень интересно сделать, чтобы они свои фрагменты песни исполнили по-польски, а я – по-русски. Ведь на своем родном языке, который ты прекрасно чувствуешь, можно передавать информацию даже на несемантическом уровне. Был также момент дистанционного сотрудничества с группой Skorbut. Они мне прислали «минусовку», я записал вокал и в Москве и Питере выступили с одной совместной песней. В принципе, получилось неплохо. Для них, конечно, получилось необычно – по-другому песня зазвучала. Но им понравилось. Их клавишник, в частности, сказал, что интересный у меня вокал – «такой холодный» (смеется). Не знаю, что он имел в виду под холодным голосом, но, надеюсь, он говорил это не в отрицательном смысле (мол, без огонька).

KM.RU: А на кого из зарубежных исполнителей вы хотели бы сделать кавер-версии.

Михаэль Драу: Идеи есть, но, опять же, это время. Дело даже не в правах – этот вопрос как раз решаем. Наше собственное творчество отнимает у нас слишком много времени. Допустим, мы очень долго компилируем сейчас сборник ремиксов – причем только тех, которые делали на наши песни именно иностранцы. Причем, есть совершенно сумасшедшие интерпретации. Например, финны сделали ремикс с небольшим оркестром. Очень интересную версию представили то ли мексиканцы, то ли бразильцы. Все это сведено, просто надо собрать и издать.

Петр Воронов: Дело в том, что ремиксов прислали больше, чем даже нужно на альбом (смеется). А двойной диск издавать дорого и невыгодно.

Михаэль Драу: Точно могу сказать, что очередной номерной альбом Otto Dix мы выдадим оперативно. Он будет отличаться от предыдущего, но в чем конкретно — мы еще и сами не знаем. Наш клавишник и композитор Мари Слип обещает поэкспериментировать с какими-то новыми ритмами. Он даже хочет добиться, чтобы мелодика, в основном, создавалась голосом. Я не знаю, как это будет, но полностью доверяю его вкусу и задумкам.

KM.RU: В прогнозируемый конец света верите?

Михаэль Драу: Я сильно сомневаюсь, что конец света будет именно в той форме, в какой нам его усиленно предрекают, и не очень верю в то, что в декабре 2012-го на нас там что-то действительно упадет.

Материал подготовлен при участии Дениса Ступникова (km.ru)

Добавить комментарий